тел/факс (495) 706-48-12, телефон горячей линии (495) 706-56-42 ,
e-mail: gukcso@yandex.ru,
адрес г. Москва, Жулебинский бульвар д.40, к.1
Программы, кружки, классы » Группа социальной адаптации "Малышок"

Группа социальной адаптации "Малышок"

0

В 2008 году в Отделении реабилитации детей-инвалидов ГБУ ТЦСО "Жулебино"  открылась группа социальной адаптации для детей дошкольного возраста. В неё вошли ослабленные дети, не имеющие статуса инвалида, а также дети с инвалидностью.

        Необходимость открытия подобных групп продиктована печальными реалиями нашего времени. По данным  Минздравсоцразвития  России, около 40% детей рождаются больными или заболевают в период первых трех лет жизни. Это означает, что каждые 40 детей из 100 будут иметь нарушения в развитии, и это касается всех детей из этого числа, независимо от того, имеют они заболевания, затрагивающие двигательную сферу и интеллект, или соматические заболевания. Образуется порочный круг, разорвать который родителям, не обладающим специальными знаниями, часто не под силу. Поэтому наряду с необходимым  лечением, ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, нуждается также в педагогической и психологической помощи, а его родители – в компетентном руководстве в деле воспитания особого ребёнка.

      Идея ранней педагогической помощи как не менее важного фактора, чем медицинское вмешательство, уже с 70-х годов прошлого века разрабатывалась ведущими специалистами системы образования,  но для учреждений социальной сферы дело это было новое и не простое. Хотя  именно социальные учреждения становятся пристанищем для тех, кто не нашёл себе места во взрослой жизни, не справившись без должной помощи с последствиями своего недуга.

    Итак, перед нами была поставлена задача создания группы помощи  детям раннего и дошкольного возраста. Для  нашего коллектива это было очень трудное начинание, так как не было опыта подобной работы. Мы старались использовать опыт тех учреждений, которые занимаются комплексной профилактикой нарушения развития у детей раннего возраста, взять принципы их работы для занятий в своей группе. В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учётом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства.

     Разрабатывая Устав нашей группы, определяя её цели и задачи, мы исходили  из возможностей нашего отделения, технического оснащения и наличия необходимых  специалистов, потому что   хотели, чтобы наша помощь детям была   профессиональной, то есть реальной и действенной. В решении этой задачи нам помогает взаимодействие со следующими организациями :

Мы не являемся образовательным учреждением и не входим в систему непрерывного образования  «сад-школа»,  наша группа не является группой подготовки к школе в общепринятом смысле слова. Мы не даём детям образовательных программ по чтению, письму и счёту. Это нужно объяснять родителям, которые приходят к нам с детьми . Являясь по определению отделением социальной реабилитации, мы сделали упор именно на этой составляющей реабилитационного процесса.

        Под  социальной  реабилитацией  понимается комплекс мер,  направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности. Имея в виду социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья,  особенно с врождёнными патологиями, правильнее говорить не о восстановлении  утраченных способностей, а об их формировании и развитии. Опираться в работе с детьми приходится не на их прежний опыт, так как такового просто может не существовать, а на заложенные природой способности, которые в идеале развивались бы в процессе здорового роста ребёнка.

            Целью нашей работы является социальная адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, то есть подготовка к максимально возможному самостоятельному существованию вне семейных стен. Это и овладение определёнными умениями и навыками самообслуживания и предметной деятельности, и навыки общения с детьми и взрослыми, и психологическая готовность стать участником детского коллектива. Для достижения этой цели мы выстроили работу в нашей группе социальной адаптации «Малышок» по следующим основным направлениям:

1.      Коррекционно-развивающая помощь, в основе которой лежит учёт индивидуальных потребностей ребёнка, исходя из его возраста и уровня психо-физического развития.

2.      Оздоровительные и общеукрепляющие мероприятия. С детьми в специально оборудованном спортивном зале проводятся подвижные игры и оздоровительная гимнастика.

3.      Социальная интеграция ребёнка, который должен иметь возможность общения со сверстниками  и  приобретать навыки адекватного социального поведения.

4.      Консультативная помощь родителям.

     К работе в группе была привлечена междисциплинарная команда специалистов, в которую вошли логопед, психолог, педагог дополнительного образования, воспитатели, инструктор по лечебной физкультуре. Каждый специалист разработал свою программу занятий, согласовав её с основными целями и задачами группы.

 Коррекционно-развивающее направление.

Педагог.

Цели работы:

- формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов(цвет, размер, форма, расположение в пространстве);

- формирование навыков предметно-практической деятельности;

- развитие навыков совместной игры;

- формирование навыков детских взаимоотношений;

- ознакомление с окружающим миром;

- освоение социального опыта;

- формирование эмоционально-эстетических оценок и художественного вкуса.

Виды работы:

- сюжетно-ролевые игры;

- сюжетно-дидактические игры;

- беседы;

- лепка, рисование, аппликация;

- игры-драматизации.

 

Логопед.

Цели работы:

- предупреждение и профилактика речевых нарушений у детей;

- расширение словарного запаса;

- развитие  устной речи;

Виды работы:

- речевое обследование;

- фронтальное занятие;

- логоритмика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры;

 

Психолог.

Цели работы:

- сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе занятий;

- помощь детям и их родителям в решении конкретных проблем, осуществление психологической  поддержки;

- помощь  в преодолении негативных психо-эмоциональных состояний (чувство вины, отчужденность, страхи) и.т.д

- коррекция  детско-родительских внутрисемейных отношений;

Виды работы:

- психологическое консультирование;

- психодиагностика;

- психокоррекция(сенсорная комната, сухой бассейн, игротерапия, музыкальная терапия);

 

Оздоровительные и укрепляющие мероприятия –  сфера деятельности инструктора по ОФК.

Цели:

- развитие координации движений и равновесия;

- формирование навыков бега, прыжков, лазания, ползания;

- формирование навыков поведения в коллективной подвижной игре;

- обучение правилам подвижных игр;

Виды работ:

- общеукрепляющие упражнения с инвентарём и без инвентаря;

- подвижные игры с инвентарём, без инвентаря;

   Социальная интеграция ребёнка  осуществляется всеми специалистами в ходе проведения занятий  и специальными занятиями педагога и воспитателей. Это сюжетно-ролевые и обучающие игры, занятия по ознакомлению с  окружающим миром, участие в праздниках и игры-драматизации, занятия по формированию навыков самообслуживания.

   Мы   формируем малокомплектные группы детей, не больше 5-6 человек. Это очень  важно для создания максимально комфортной психологической атмосферы для детей.

      Большое внимание мы уделяем работе с родителями наших маленьких подопечных, ведь консультативная помощь им – одна из основных целей нашей работы. Научить родителей правильно помогать своему ребёнку преодолевать последствия заболевания –также важно, как обучить самого ребёнка необходимым умениям и навыкам и, порой, также трудно. Здесь нужен не только правильный психологический настрой и родительский оптимизм. Очень важно, чтобы родители обладали необходимыми знаниями  и умениями, а также достоверной научной информацией о методах лечения и обучения их ребёнка. В начале работы нашей группы родители присутствовали на занятиях вместе с детьми. Специалисты объясняли мамам цели и задачи занятий, обучали мам самостоятельной работе такого рода. Кроме того, нам было очень важно создать для детей максимально комфортную психологическую обстановку. Но постепенно мы отошли от подобной практики. Теперь групповые занятия проводятся отдельно с детьми, а потом специалисты  знакомят родителей с темой, целями, результатами занятий и дают им  домашнее задание. Это удобнее всем участникам процесса, особенно самим детям. Так они чувствуют себя более самостоятельными  и ответственными.  А вот в случаях индивидуальных занятий, особенно с тяжёлыми детьми, присутствие родителей чаще всего необходимо.      Нашу группу  посещают дети с разнообразными нарушениями здоровья. Это как дети с заболеваниями внутренних органов  и сохранным интеллектом, так и дети с серьёзными нарушениями двигательной  и психо-эмоциональной сферы, с задержкой психо-физического и речевого развития. Поэтому наша работа ведётся как в форме групповых, так и в форме индивидуальных занятий. Познакомившись  с ребёнком, мы определяем, каким образом будут проходить занятия. Определяющим является не формальный диагноз ребёнка, а уровень его развития, состояние его произвольного внимания, способности к контакту с окружающими. Если на первых порах не представляется возможным участие ребёнка в групповых занятиях, он приходит на индивидуальные занятия с мамой, но постепенно мы стараемся ввести его в детский коллектив.

 

На занятия в группу «Малышок» мы принимаем детей в возрасте от трёх до 6 лет. Мы стараемся сгруппировать детей по возрасту для занятий продуктивной деятельностью с педагогами и для занятий физкультурой. А сюжетные и дидактические игры проводим без разделения по возрастам.  Присутствие в группе детей разного возраста отвечает нашей прямой цели  –  социальной адаптации ребёнка. Общение в разновозрастной группе расширяет жизненный опыт ребёнка, особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.

   Мы   формируем малокомплектные группы детей, не больше 5-6 человек. Это очень  важно для создания максимально комфортной психологической атмосферы для детей.   Занятия в группе «Малышок» проводятся единым блоком два  раза в неделю в утренние часы. Один блок занятий длится 1,5-2 часа и включает в себя, как правило, занятия с 3-4-мя специалистами .

      За время работы группы «Малышок» состоялось четыре выпуска. В общей сложности в группе занималось 25 детей, все они  ушли в массовые детские сады(11 человек) , логопедические сады( 3 человека) и в общеобразовательные школы( 5 человек), шестеро ребят продолжат занятия в группе в следующем учебном году.

 В конце каждого учебного года были проведены выпускные утренники.

Специалисты подготовили  каждому ребёнку и его родителям в подарок видеофильм о выпускном спектакле, фото с занятий в течение года, папку с работами по декоративно-прикладной деятельности и диагностически-развивающими тестами.


   
Адрес: г. Москва, Жулебинский бульвар д.40, к.1
Тел.:(495) 706-48-12
E-mail: gukcso@yandex.ru
создание сайтов
IT-ГРУППА “Передовик точка ру”